Мы постарались собрать наиболее полную информацию о перевозке ручной клади и багажа в 2024 году. Разберем Российские и зарубежные компании, нюансы сбора ручной клади, какие вещи первой необходимости можно брать в салон.
Чем отличается багаж от ручной клади? Что разрешают проносить в салон самолета?
Ручная кладь пассажира — то, что он вправе взять с собой в салон. Само название нам уже подсказывает, это сумка, которую без особого труда можно нести в руках. Будут ограничения по весу и размерам, а содержимое тщательно проверяется на этапе пропуска в транзитную зону аэропорта. Сначала всё сканируют на ленте, а при малейшем подозрении досматривают в индивидуальном порядке.
Формальная часть понятна, но что с конкретными перевозчиками?
А с ними начинаются сложности. Каждая компания вправе устанавливать свои нормы ручной клади, которые влияют на стоимость билета. Например, у лоукостеров она иногда вообще не включается в базовый тариф, приходится доплачивать сверху. Существуют также «оптимальные» и «премиальные» тарифы — они отличаются разбегом максимальной массы от 5 до 10 кг и наценкой 2000-5000 руб.
Помимо сумки с вещами первой необходимости, в салон самолета разрешают взять кое-что еще. Список, опять же, у каждой авиакомпании свой, но туда обычно входят:
Портфель с бумагами или дамская сумочка-клатч.
Ноутбук с переносной сумкой или планшет.
Зонт в формате трости.
Непосредственно сама трость либо пара костылей.
Букет цветов.
Комплект детского питания в дорогу.
Пиджак (смокинг), костюм в портпледе с плечиками.
Duty-free товары в запаянной фирменной упаковке.
Насчет товаров из дьюти-фри ситуация двоякая. С одной стороны, на них не распространяются ограничения по объему жидкости и массе. С другой — никто не отменял таможенные правила ввоза акцизных товаров в РФ. Габариты ручной клади авиакомпаний мы рассмотрим ниже, пока нужно разобраться с тем, как правильно оформляется багаж, и чем он отличается по классам комфорта.
Итак, багаж — это то, что пассажиры сдают в специальное грузовое отделение самолета и не имеют права проносить с собой в салон. Будь то чемодан на колесиках, классический кожаный саквояж или другая крупногабаритная сумка. Если вещь превышает размеры ручной клади или вес, придется ее сдать, получить за это специальный талон (кто-то говорит, бирка) и предъявить его в аэропорту прилета.
Важных моментов несколько. Для начала, авиафирма устанавливает два ограничения — допустимый багажный вес и количество мест в грузовом отсеке. То есть, бизнес-классу дают привилегию на два условных чемодана, а эконом довольствуется одним. Лимит массы тоже разный — как правило, речь о 10, 12 или 15 кг на место. Исключения бывают — немецкая Lufthansa не разрешает саквояжи тяжелее 8 кг.
Где узнать, какие правила авиабагажа? Три рабочих варианта:
Зарегистрироваться на сайте авиалиний и найти там нужную информацию в спец разделе. Иногда для детализации потребуют ввести номер билета, бронирования и указать имя-фамилию, на кого оформлена бронь.
Позвонить в контакт-центр / на горячую линию перевозчика. Повторяем пункты из предыдущего способа, но уже вслух диктуем данные оператору. По телефону можно доплатить багажный тариф, продиктовав номер банковской карты.
Подойти к стойке авиафирмы минимум за час до регистрации на рейс.
Последний вариант считается безопасным только когда летите недалеко и без особо ценных вещей в чемоданах. В остальных ситуациях мы посоветуем не тянуть до последнего и разузнать все детально хотя бы за 72 часа до вылета.
Нормы багажа для детей: отличия и право на бесплатную ручную кладь сверх нормы для родителей
Маленькие пассажиры до 2 лет согласно международным нормам авиаперевозок называются «инфантами» и получают право на бесплатный полет, если не занимают отдельного кресла. Однако, на них обязательно оформляется «нулевой» билет, который маркируют латинской аббревиатурой INF. Без такого посадочного талона вас просто не пустят в салон, хотя обычно вопрос решают на этапе регистрации.
Нулевой билет обладает такими же пассажирскими правами, как взрослый — ему полагается дополнительная ручная кладь и возможность взять запас детского питания с питьевой водой на все время полета. Этим привилегии юных путешественников не ограничивают — есть еще два пункта, которые родители могут взять с собой:
Люлька-переноска для ребенка до 2 лет.
Складная коляска (детская или инвалидная) до 12 лет.
Оба аксессуара в собранном виде обязаны не превышать допустимые габариты ручной клади. На международных рейсах при досмотре могут потребовать паспорт коляски, где должна стоять маркировка типа Use for Aircraft. Это означает, что вещью разрешено пользоваться на борту авиалайнера, она безопасна для окружающих.
Если ребенку от 2 до 12 лет, инфантом он уже не считается, придется покупать отдельное место с правом на ручную кладь и багаж. Хорошая новость — все воздушные компании предоставляют скидку 50-70% на детские билеты. Самостоятельно юный путешественник купить их не сможет — оформляет только родители или опекун.
Аптечка пассажира: какие лекарства можно проносить в салон самолета без рецепта?
Публикуя сравнения, какие габариты ручной клади авиакомпаний в 2024 году остаются актуальными, обзорщики забывают о самом главном — туристической аптечке. Да, многие советуют сразу убирать ее в багаж, но если летите первый раз, волнуетесь или чувствуете симптомы простуды, лучше перестраховаться. Тем более, авиалиния отнесется к лекарствам лояльно, если они собраны по правилам.
К общим рекомендациям относятся:
Все препараты оставляем в заводской упаковке с вложенными инструкциями. Нельзя пересыпать их в таблетницы и прочие органайзеры, они вызывают резонные подозрения у таможенников, что перевозите нелегальное.
Осторожнее с каплями от укачивания, снотворным, анальгетиками и антибиотиками, особенно на международных рейсах. В большинстве стран такие лекарства продаются строго по рецепту врача или вовсе запрещены.
Больше пяти упаковок таблеток, капсул или порошков для микстур со 100% вероятностью вызовут вопросы у проверяющих. Берите с собой только самое необходимое, остальное переложите в секцию чемодана.
Аккуратнее с препаратами в жидкой форме. Флакон объемом 100 мл и более могут конфисковать на досмотре, не выясняя, что внутри. Особо рьяные таможенники проверяют даже сроки годности на блистерах.
Список запрещенных ко ввозу лекарств неоднозначен — у каждой страны свои, они регулярно то сокращаются, то расширяются, но пара пунктов неизменны много лет:
Под безоговорочный запрет (с риском задержания полицией) попадают любые лекарства, содержащие кодеин, диазепам, псевдоэфедрин и фенобарбитал.
Нимесулид (Найз), корвалол, анальгин и большинство седативных успокоительных нельзя ввозить в страны Евросоюза и некоторые азиатские.
В Таиланде настороженно относятся к антидепрессантам, нейростимуляторам и ноотропам. Часто требуют описание действующих веществ на латыни.
Китайские пограничники могут конфисковать любой гормональный препарат, в том числе кортикостероидные мази. Сюда же — средства для похудения.
И самое главное — масса аптечки в ручной клади суммируется со всеми остальными вещами в рюкзаке / сумке. За перевес придется заплатить нехилую сумму, так что трижды подумайте, стоит ли брать на борт препараты, которыми не воспользуетесь.
Максимальные габариты ручной клади у российских и зарубежных авиакомпаний (таблица)
Переходим к самой серьезной части нашего разговора, и одновременно — весьма запутанной. Дело в том, что какая-нибудь авиакомпания «Победа» габариты багажа и ручной клади меняет раз в несколько сезонов, у других авиалиний правила остаются неизменными пару десятилетий. Вот, как это выглядит в 2024 году:
Авиакомпания |
Допустимые габариты ручной клади, см |
Максимальный вес, кг Эконом-класс, 1 место |
Максимальный вес, кг Бизнес-класс, 1 место |
Аэрофлот |
55×40×25 |
10 |
15 |
Победа |
36x30x27 |
Без ограничения, если сумка проходит в рамку калибратора. |
- |
Россия |
55×40×25 |
Зависит от рейсов и тарифного плана: SU 6000–6999 до 10 FV 5501-5900 до 5 |
Аналогично: SU 6000–6999 до 15 FV 5501-5900 до 10 |
Северный Ветер |
40×30×20 эконом и чартеры 55×40×20 тариф премиум |
10 |
- |
S7 |
55×40×23 |
10 |
15 |
Red Wings |
55×40×25 |
10 |
10 |
Azur Air |
55×40×20 |
5 |
10 |
Уральские авиалинии |
55×40×20 |
10 |
15 (на 2 места суммарно) |
Азимут |
55×40×20 |
Зависит от тарифов: 5 (Легкий и Гибкий) 10 (Нормальный, Базовый и Свободный) |
10 |
С зарубежными перевозчиками ситуация похожая, но свои нюансы имеются:
Авиакомпания |
Допустимые габариты ручной клади, см |
Максимальный вес, кг Эконом-класс, 1 место |
Максимальный вес, кг Бизнес-класс, 1 место |
FlyDubai |
55×38×20 |
7 |
7 (2 места, на каждое) |
Emirates |
55×38×20 + портфель 45×35×20 (только бизнес-класс) |
7 (эконом) 10 (премиум) |
7 (2 места, на каждое) |
Turkish Airlines |
55×40×23 |
8 |
8 (2 места, на каждое) |
Almasria Airlines |
55×40×20 |
7 |
7 |
EgyptAir |
55×40×23 |
8 |
8 (2 места, на каждое) |
Qatar Airways |
55×37×25 |
7 |
15 (на 2 места суммарно) |
Air Serbia |
55×40×23 |
8 |
8 (2 места, на каждое) |
Белавиа |
55х40х25 |
10 |
10 (2 места, на каждое) |
Как видим из таблиц, даже бизнес-класс не гарантирует пассажирам больше места для ручной клади, а у лоукостеров кресла с повышенным комфортом вообще отсутствуют. Если привыкли брать с собой много вещей, или того требует рабочая необходимость — либо оформляйте багажную бирку, либо выбирайте лояльную авиакомпанию. Переплачивать однозначно невыгодно, особенно на экономном тарифе.
Нормы багажа у отечественных и иностранных авиаперевозчиков (таблица)
Здесь примерно аналогичная схема. Даже авиакомпания Северный Ветер габариты багажа публикует открыто и с максимальной детализацией. Отличия формальные — у одних регистрация начинается чуть раньше, другие немного переставляют порядок получения бирки у сотрудника. Главное, чтобы чемодан путешественника соответствовал разрешенным нормам, а внутри не было ничего запрещенного.
У российских операторов в 2024 году требования выглядят так:
Авиакомпания |
Допустимые габариты багажа |
Максимальный вес, кг Эконом-класс, 1 место |
Максимальный вес, кг Бизнес-класс, 1 место |
Аэрофлот |
203 |
23 |
32 (на каждое из 2 мест) |
Победа |
203 |
10 (доплата за каждый вес согласно тарифам) |
- |
Россия |
203 |
В зависимости от рейсов: SU 6001-6999 до 23 FV5501-5949 оговаривается индивидуально по запросу, |
до 32 (на 2 места суммарно) |
Северный Ветер |
203 |
10 |
30 |
S7 |
203 |
23 (только тариф Эконом Гибкий) |
32 |
Red Wings |
158 |
10 (Эконом) |
20 |
Azur Air |
203 |
10 (Light) 20 (Standard) 25 (Optimum) |
30 |
Уральские авиалинии |
203 |
Зависит от тарифа: 10 (Промо) 23 (Эконом) |
32 (Бизнес) 32 (Бизнес-Комфорт, на каждое из 2 мест) |
Азимут |
203 |
23 |
23 (на каждое из 2 мест) |
На сегодняшний день из российских авиафирм только Red Wings, которая активно осуществляет перелеты в составе туров в Турцию и Египет в 2024 году, не принимает общий по стране норматив размеров 203 см в сумме трех измерений, сохраняя 158 см. Остальные давно унифицированы, что заметно упрощает жизнь путешественникам.
Иначе дела обстоят у зарубежных операторов. Кое-кто проявляет чудеса лояльности, пропуская в грузовой отсек большие и тяжелые саквояжи, другие, как Red Wings, заботятся о самолетов, не допуская малейшей перегрузки.
Сравним:
Авиакомпания |
Допустимые габариты багажа |
Максимальный вес, кг Эконом-класс, 1 место |
Максимальный вес, кг Бизнес-класс, 1 место |
FlyDubai |
159 |
20 |
40 (2 места, на каждое) |
Emirates |
300 |
25 (эконом) 35 (премиум) |
40 (2 места, на каждое) |
Turkish Airlines |
158 |
23 |
32 |
Almasria Airlines |
158 |
10 |
20 |
EgyptAir |
158 |
23 |
32 (2 места, на каждое) |
Qatar Airways |
до 300, в зависимости от аэропорта вылета |
20 (Lite) 35 (Comfort) |
40 (на 2 места суммарно) |
Air Serbia |
158 |
23 |
32 (2 места, на каждое) |
Белавиа |
158 |
23 |
32 (2 места, на каждое) |
Сложность на международных рейсах в том, что допустимые размеры чемодана может декларировать, как аэропорт вылета, так и прилета. Например, 158 см в трех измерениях — требование для США, некоторых стран Африки и Ближнего Востока. Обязательно уточняйте актуальный перечень условий по каждому направлению.
Что делать, если багаж не соответствует требованиям?
Предположим, габариты багажа у Турецких Авиалиний не соответствуют вашему чемодану, как быть? Неважно, перебор по массе или размерам сумки, в такой ситуации он перестает быть «зарегистрированным багажом» и становится грузом или «сверхнорматиыным багажом». Если багаж более 50 кг, пассажир должен оформить документы на грузоперевозку.
Процедура непростая, и требует нескольких шагов:
Минимум за 72 часа до регистрации на посадку нужно связаться с контакт-центром аэрокомпании. С отечественными проще по телефону горячей линии, с зарубежными — строго по e-mail, чтобы у вас оставались доказательства переписки (ее советуем распечатать).
В обращении четко сформулируйте размеры, вес, а главное — подготовьте убедительное обоснование, почему именно вам должны пойти навстречу.
Далее сотрудник делает запрос по рейсу, на это обычно уходит 1-2 дня. Ключевая информация — грузоподъемность конкретной модели самолета и наличие свободного места, исходя из купленных билетов.
Если всё хорошо, в индивидуальном порядке рассчитывается сумма, которую придется доплатить. Сделать это нужно до регистрации на рейс.
Если превышение не так значительно, оно оплачивается при регистрации на рейс или заранее в личном кабинете (покупка дополнительного места). Единых тарифов за перевес багажа нет, каждая компания устанавливает свои. Одно можно сказать точно — каждый лишний килограмм обходится в сумму, кратную цене билета. Так что гораздо выгоднее подстроиться под требования и ограничения перевозчика.
Спортивный инвентарь, музыкальные инструменты и другие крупногабаритные вещи: как перевозить в самолете?
Незаметно подкрались к камню преткновения большинства авиаперевозчиков, и не только российских. Туристы, кто не расстается с любимой гитарой даже в дальних странствиях, уже поняли, в чем загвоздка. Зайти в салон с инструментом разрешают далеко не все, а если получается, то с миллионом оговорок и условий. Сюда же относят лыжи со сноубордом, без которых зимние туры невозможны.
Нестандартный багаж классифицируют следующим образом:
Небольшие музыкальные инструменты (скрипки, укулеле, духовые и т.д.) можно проносить в салон без доплаты, если размеры в чехле не превышают установленную норму ручной клади.
Акустические и электрогитары в жестком кейсе допускаются в салон только при покупке дополнительного места рядом. Инструмент разрешают ставить на сидение или перед ним, но с условием, что по высоте он не больше спинки кресла. Максимально допустимый вес — 75 кг.
Лыжи и борд уже придется сдавать в багажный отсек, но длина инвентаря до 140 см и масса до 15 кг у большинства воздушных компаний включены в бесплатную норму.
Все остальное пассажирам настоятельно рекомендуют оформлять платным багажом. Подводный камень — лимиты на количество негабаритного груза. Бывает, что авиалинии ограничивают погрузку 20 парами лыж на самолет. Или в салоне вы не встретите больше одного музыканта. Узнать о лимитах — по запросу в контакт-центр.
Алкоголь, парфюм и другие Duty-Free товары в самолете: что можно и нельзя (18+)
Напоследок, напомним о правилах перевозки товаров, купленных в зоне беспошлинной торговли:
Крепкий марочный алкоголь, парфюмерия, косметика не входят в ограничение на максимальный объем жидкости ручной клади. Однако, распивать в салоне вам никто не даст, каждая бутылка должна быть запаяна до конца полета.
При покупке попросите завернуть каждую позицию в «пупырку» и следите, чтобы чеки соответствовали товарам.
Убедитесь, что дьюти-фри гостинец не нарушает законов той страны, куда направляетесь, иначе его конфискуют на досмотре. Так, например, поступают на Мальдивах.
Возвращаясь в Россию, помните, что бесплатно турист имеет право ввозить до 3 литров крепкого спиртного. Если суммарный объем алкоголя превышен хотя бы на 1 мл, готовьтесь заполнить декларацию согласно актуальным тарифам.